20150908-DSC_6725

Северный морской путь

Северный морской путь

В основе современной модели развития АЗРФ должен лежать интеграционный проект, способный взять на себя функцию инновационного инфраструктурного обновления территории. Для дальнейшего развития огромных и богатейших северных территорий России критически необходим надежный и эффективный, ориентированный на круглогодичное функционирование Северный транспортный коридор (СТК) – российская национальная трансарктическая морская магистраль от Мурманска до Петропавловска-Камчатского, органично включающая в себя Северный морской путь и тяготеющие к нему меридиональные речные и железнодорожные коммуникации. Опорные точки во всех приарктических субъектах Российской Федерации на его протяжении, выходящие к Северному Ледовитому океану, будут содействовать эффективному решению задач национальной безопасности, служить основой для формирования меридиональных транспортных коридоров и создания опорной транспортной сети России.

НАО имеет прямой доступ к морю по маршруту Северного морского пути. Территория региона омывается Баренцевым, Белым и Карскими морями. Длина береговой линии превышает 1 500 км., что составляет 10% от береговой линии российского участка Северного морского пути. В настоящее время крупнейшие мировые компании осуществляют тестовые проходы по данному маршруту, однако расширение бизнеса сдерживается недостатком портовой и береговой инфраструктуры по пути следования. Ненецкий АО может предоставлять набор услуг следующим по данному маршруту судам с меньшими затратами.

А относительная близость региона к лесным ресурсам Республики Коми, угольным ресурсам Западной Сибири потенциально может генерировать дополнительный грузовой поток по маршруту Северного морского пути. Решением данной задачи может стать реализация инвестиционных проектов: строительство порта Индига, реконструкция порта Амдерма, дноуглубительные работы в русле р. Печоры и строительство железных дорог Сосногорск – Индига и Воркута – Усть-Кара.

Минимум два поселка региона - Индига и Амдерма - могут стать опорными пунктами Северного морского пути между Европейской частью России и Дальним Востоком.

Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) и частично Тихого океана (Берингово). Основными пользователями Северного морского пути в России являются "Норильский никель", "Газпром", "Лукойл", "Роснефть", "Росшельф" и другие компании.

Проект по созданию нового многопрофильного морского порта в бухте Индига в сочетании со строительством линии Сосногорск–Индига как части железнодорожной магистрали Баренцкомур станет базовым элементом устойчивого социально-экономического развития Ненецкого автономного округа. По своему значению и масштабности он выходит за рамки узкорегиональных проектов, поскольку сможет внести существенный вклад в формирование опорной транспортной сети северо-востока европейской части России.

Следует учитывать, что грузооборот многопрофильного морского порта Индига может быть дополнительно увеличен в связи с перспективами развития судоходства по трассам Северного морского пути и вхождением п. Индига в число его опорных пунктов. Создание этого транспортного узла превращает сотни месторождений полезных ископаемых, ранее «запертых» на огромных пространствах тундры и тайги, в рентабельные и экономически более привлекательные для инвесторов – как отечественных, так и иностранных. Строительство железной дороги Сосногорск–Индига уже включено в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. Необходимость строительства этой железной дороги в комплексе с созданием нового морского порта в бухте Индига уже не вызывает сомнений – потенциальная грузообразующая база его района тяготения может составить до 120 млн тонн в 2030 г.

Большое значение также имеет строительство железной дороги Воркута–Усть-Кара с ее возможным продлением до поселка Амдерма. Этот расположенный на берегу Карского моря в восточной части Югорского полуострова поселок имеет аэродром и морской порт. В нем развита инфраструктура, необходимая для жизнеобеспечения и осуществления хозяйственной деятельности, имеется структурное подразделение гидрометеорологической службы, в перспективе планируется размещение сил МЧС России. Находящаяся в 15 км от Амдермы бухта Морозова является естественным укрытием для судов, совершающих проход по Севморпути. Все это позволяет использовать уникальный транспортно-логистический потенциал поселка и превратить его в перспективе в опорную точку при освоении шельфовых месторождений, а также для обеспечения функционирования Северного морского пути.